В периоды ранней бронзы и энеолита жилые и хозяйственные сооружения были чаще всего круглой формы. Встречаются также четырехугольные
наземные сооружения и полуземлянки. Материалом строительства во всех случаях служил сырцовый кирпич и глинобит.
Указанные типы построек встречается в поселении Кюльтепе. Характерно, что во всех его слоях, составляющих 14 строительных периодов, находили все названные виды построек, круглые и прямоугольные. Все они сооружены из глинобита и сырцового кирпича. В глинобитную массу добавлялась солома, что увеличивало ее прочность. Кирпичи изготавливались размером 40х40, 42х42 при толщине 10 — 12 см. Встречаются кирпичи и больших размеров: длиной 44 — 50, шириной 24 см. Характерно, что глинобитные постройки имели каменные основания.
Способ кладки кирпича был различен. В одном случае они уложены в один ряд в длину,вдоль стены и с обеих сторон оштукатурены толстым слоем глины. В другом случае в первом ряду кирпичи уложены парами в длину вдоль стены, во втором же ряду они лежат под углом к кирпичам первого ряда, причем угол, под которым уложен каждый кирпич на 2 — 3 см выступает вперед от предыдущего ряда, тем самым образуя елочную систему. В таком порядке чередуются ряды кирпича по всей высоте стены. Неровности, полученные вследствие такой кладки, заполнялись глиной в процессе штукатурки стены. Толщина стен была различной: 18 — 20 см, 50 — 70 см. Диаметр круглых помещений в одном случае 3,5 м, в другом около 13 м, а у большинства — 4 — 8,25 м.
Полы помещений были земляными и обмазаны глиной. Для укрепления подпорного столба перекрытия в середине помещения, его либо вкапывали в яму, либо устанавливали на плоский камень. По конструкции крупные дома имели конусообразные перекрытия, а прямоугольные — плоские. Помещения отапливались глиняными очагами четырехугольной формы, а также круглыми «мангалами», на которых приготовлялась пища.
В Мингечаурском поселении обнаружено лишь четыре жилые постройки в виде полуземлянок прямоугольной формы с закругленными углами, вырытые в грунте на покатой площадке. Для большей прочности полы и стены жилищ обмазывались тонким слоем глины с примесью рубленной соломы. Поверх обмазки полы посыпались гравием. Ямы от подпорных столбов в таких домах располагались вдоль стены и по углам.
Результаты археологического исследования жилищ ранней бронзы в районе Гёйгёль,близ г. Гянджи показали, что жилища здесь устраивались с учетом рельефа местности и имели вид полуземлянок, наполовину уходящих под землю. Это было продиктовано стремлением сохранить больше тепла зимой и прохладу в жаркое время. Подземная часть стен с внутренней стороны облицовывалась рядами речных валунов, а подземная часть снаружи двумя рядами булыжников более крупного размера. Характерно, что последние в стенах укладывались рядами с наклоном то в одну, то в другую сторону, образуя кладку типа «елочки» на глиняном растворе. Интересно, что этот вид кладки, применявшийся в средневековой Гяндже, используется и в современных сельских постройках. Полы помещений обмазывались глиной.
В постройках эпохи бронзы, состоящих из нескольких отделений, кирпичные перегородки были с двух сторон оштукатурены глиной.
В поселении близ Гейгеля встречались жилища, где стены в подземной части выполнены из камня, а надземная часть — из глинобита.
Любопытно, что в поселении Сарытепе Казахского района, того же периода,
стены домов возводились из плетенки на деревянных столбах, обмазанной глиной. Входы в помещении устраивались по середине или ближе к углам стен, где кладка прерывалась. Полы и внутренняя поверхность стен и здесь покрывались раствором глины с примесью самана. Размеры жилищ колебались от 5 до 9 м в длину и от 3,5 м до 5 м в ширину. Иногда сооружались большие помещения длиной до 18 м, которые были разделены перегородками на несколько небольших частей. Перекрытия этих сооружений опирались на деревянные столбы.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что в эпоху бронзы, как показали памятники, наблюдается некоторое развитие строительной техники: применение камня в качестве облицовки нижней части стен, последующее их оштукатуривание и т. д.
Одним из характерных поселений является Шомутепе — одно из древнейших поселений, открытых на тeppитории Азербайджана и всего Закавказья. Здесь, на участке площадью около 104 кв. м, были выявлены остатки сооружений из сырцового кирпича.
Жилые помещения имеют круглую форму диаметром до 3,5 м. Стены возведены из одного ряда сырцовых кирпичей (34 — 36х12-13х7 — 9 см) на глиняном растворе с примесью соломы. Углубления, имеющиеся на середине полов, дают возможность предположить, что помещения имели конусообразную форму и перекрытия опирались на деревянный подпорный столб. Входы в помещение устраивались в виде небольшого четырехугольного проема с закругленными углами.
Характерно, что и хозяйственные постройки в Шомутепе сооружались также из сырцовых кирпичей и имели в плане круглую форму диаметром до 2 м. Привлекает внимание и форма кирпичей: они с трех сторон плоские, а сверху выпуклые. Плоско-выпуклые кирпичи широко применялись в раннединастический период в Месопотамии. Хронологически памятники раннединастического периода не уходят за пределы III тысячелетия до н. эры, а открытые памятники Азербайджана на основе стратиграфических данных датируются более ранним периодом.
Материалы изучения Шомутепе довольно отчетливо характеризуют культурный этап исторического развития населения Восточного Закавказья в V — IV тысячелетии до н. эры.
Следующими по времени интересными памятниками строительного искусства, сохранившимися до наших дней, являются циклопические сооружения, расположенные в Шаруре (Нах. А.Р.) и в нагорьях Малого Кавказа. Они дают представление о приемах и технике возведения, главным образом, крепостных построек в начале II тысячелетия до н. э.
Циклопические сооружения в Шаруре представляют собой два ряда кольцеобразно расположенных каменных крепостных стен, окружающих цитадель, помещавшуюся на вершине горы. Крепостные стены выложены характерной для подобного типа сооружений кладкой насухо (без раствора) из каменных глыб, достигающих 1 м высоты, при длине до 1,4 м.
Кладка осуществлена правильными рядами с хорошо пригнанными швами, что составляет их основную отличительную черту по сравнению с циклопическими сооружениями в нагорьях Малого Кавказа, сравнительно небрежно сложенными из бесформенных глыб небольшого размера. Сохранившаяся высота последних не превышает 3 м.
Об архитектуре построек, находившихся, по-видимому, в крепости Шарур, позволяет судить найденная сложнопрофилированная база колонны, прекрасно выполненная из черного камня с тщательно отполированной поверхностью.
Большинство циклопических сооружений относится к эпохе бронзы, имеет утилитарное назначение и, видимо, связано со скотоводческим хозяйством отгонной формы. Практически они могли служить для загона скота на ночь и в непогоду, а также для укрытия людей и скота во время межплеменных столкновений. Кстати заметим, что и теперь на яйлагах устраивают подобные сооружения для загона скота.
В археологической литературе имеются мнения о том, что циклопические сооружения являются культовыми памятниками, поселениями и средневековыми замками-крепостями. По-видимому, циклопические сооружения необходимо рассматривать, прежде всего с точки зрения техники возведения стен, связанной с определенным способом производства. Учитывая многообразие сохранившихся циклопических построек, нет основания относить их все к функционально единому типу, тем более, что по размерам и планировке они значительно отличаются друг от друга. Не исключено, что некоторые из них являются культовыми, а другие, что вполне возможно, представляют собой «крепостные постройки.
Привлекают внимание фрагменты каменных колонн с различно профилированными обломами, характеризующими развитие архитектурных форм этого периода.
Сведения об этих архитектурных фрагментах пока не дают возможности датировать время появления этих сооружений. Однако характер некоторых фрагментов и черты, стилистически их объединяющие (несмотря на отдаленность друг от друга мест находок), позволяют примерно отнести их к VII в до н. э. Аналоги каменных колонн Азербайджана были обнаружены в Багинети («колонный зал») в древней Нисе (каменные базы) и в некоторых других областях Переднего Востока.
Необходимо отметить, что в Шувелянах исследованы сооружения круглого плана, близкие по типу к циклопическим.
Стены этих построек сложены тремя способами: 1) из ряда горизонтально, а иногда вертикально поставленных камней; 2) из одного и двух рядов вертикально поставленных камней;3) в кладке нижний ряд из вертикально, а верхний — горизонтально поставленных камней.
Выявлена сложенная таким способом одна постройка, которая имеет длину 5 м, ширину 1,4 — 2,5 м и высоту 1,4 м. В восточной стороне расположен оконный проем размером 46х42 см, а дверной проем — на западной. Перекрытие состоит из пяти крупных камней.
Большой интерес представляют рисунки, выбитые на камнях, из которых сложены стены построек. Рисунки изображают людей, сцены охоты и различных животных.
Материалы исследования дают возможность отнести эти постройки к концу эпохи бронзы и начала эпохи железа.
Одним из памятников мидийской архитектуры является алтарь огня — своеобразное сооружение на ступенчатом стилобате. Это единственный известный вид культового сооружения.
У нас в Азербайджане алтарь огня найден в сел. Говуран Ленкоранского района. Грубо обработанная каменная плита покоится на постаменте двухметровой высоты, в четырех каменных блоках, в которых имеются стрельчатые прорезы.
На холме Сарытепе в Казахском районе Азербайджана были обнаружены остатки стен и фундаменты двух больших зданий, видимо, дворцового назначения. Здесь привлекают внимание две изящные базы колонн на полу одного из помещений. Высота колонн 254 см, диаметр — 84 см, диаметр верхней части — 53 см.
Планировочное решение помещения и обнаруженные фрагменты архитектурного убранства — базы колонн, дают возможность считать, что во время правления Ахеменидов (558 —330 гг. до н. э.) на территории Азербайджана имелись постройки дворцового типа.
Несомненно и то, что типы сооружений мидийского времени оказали известное влияние на дальнейшее развитие архитектуры Азербайджана, ахеменидского Ирана и других стран Переднего Востока.
Результаты археологических исследований последних лет дали некоторые материалы о развитие строительной техники Азербайджана на рубеже нашей эры. Широко распространенный обычай повторять в погребальных сооружениях формы жилой архитектуры позволяет отметить многообразие способов перекрытия гробниц из сырцового кирпича, как конструкций, заимствованных из жилых построек того времени.
Римские, аршакидские монеты, обнаруженные в сырцовых гробницах вблизи Гянджи , датируют их I в. до н. э. и I в. н. э. Строительным материалом для гробниц служили кирпичи больших размеров: 40х40х12 см и 50х50х12 см, изготовлявшиеся из глин различных оттенков и желтого мергеля; для прочности добавляли саман и небольшие камешки.
Разнообразные конструкции гробниц, обнаруженных неподалеку от современного Гейгеля,свидетельствуют о том, что, кроме обычных плоских архитектурных перекрытий были распространены и своды.
Источник:
К.М. Мамед-заде Строительное Искусство Азербайджана( с древнейших времен до XIX в.)